Скачать презентацию

Митрофанова Елена Георгиевна, учитель начальных классов

МОУ Масловской ООШ

 

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Слайд 2

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"

Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Слайд 3 – 4
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Слайд 5 Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Слайд 6 

 Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
Слайд 7

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Слайд 8   Образовательно-воспитательный процесс школы должен быть направлен на:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Слайд 9  
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Исследования психологов и социологов показывают ослабление влияния школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников (раньше этот показатель равнялся 95%), а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образ их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного принесения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и это работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить за границу"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские".

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

-  беседы на этические темы,
- чтение нравственной художественной литературы,
- обсуждение положительных и отрицательных поступков литературных героев и детей
- разбор и оценивание жизненных ситуаций по принципу «Можно - нельзя и почему?»

Наиболее благоприятными для этого являются уроки литературного чтения и окружающего мира.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения, который позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Уроки окружающего мира учат бережно, с любовью и уважением относится ко всему живому, понимать, что человек – часть природы и жизнь человека без неё невозможна.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

Слайд 10         В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

–      проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

–      прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

–      конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

–      оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

–      аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

–      репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Личностно-ориентированный подход предполагает ежеурочное проведение рефлексии, которая предполагает самооценку и анализ своей деятельности: что понравилось и что не понравилось на уроке, какие задания не вызвали затруднений и почему, какие задания вызвали затруднения и почему? Что необходимо сделать, чтобы устранить трудности? 
Особенно рефлексия актуальна на уроках с нравственной направленностью, где необходима самооценка. Учащимся (особенно с девиантным поведением) в конце урока предстоит ответить на вопросы: Какие выводы для себя сделал? Что готов изменить в своём поведении? и др.

Ещё один из видов работы на уроке – подведение итога урока предлагается самим учащимся. Учащимся необходимо составить и задать перечень вопросов для подведения итога урока, выделив тем самым самое значимое. Иногда объявляю заранее, кто будет подводить итог урока, особенно для слабых учащихся. Это позволяет сконцентрировать учащихся на протяжении всего урока. Также учащиеся сами оценивают ответы одноклассников и выставляют оценку, аргументируя её. В дальнейшем планирую делать это письменно.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко) 

Воспитательный процесс, внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Регулярно проводятся:

- Классные часы и мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленности посвященные “Дню Победы”, «Дню пожилого человека», «Дню матери», «Дню памяти и скорби», «Дню славянской письменности» и др.

- Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Использование краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, его истории и героическом прошлом, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

-  Работа с родителями вызывает особые трудности. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в них воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу,  работу с родителями, как бы это не было трудно, необходимо активизировать.

Наблюдая, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков, увидела, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут в основном согласно урокам хороших манер.

И если в школе их поведение в основном соответствует правилам школьной жизни, то за стенами школы их поведение во многом меняется. Они забывают обо всём, что говорилось в школе и живут и действуют по законам улицы и толпы. Мы знаем, что на 80% ребёнка воспитывает улица и пример лидеров улицы. А «улица» - это не только наши дети, но и взрослые, на воспитание которых нам повлиять трудно. Поэтому для нас первоочередной задачей должно стать воспитание «детей улицы будущего», которые будут не только более законопослушными, но и смогут повлиять на незаконопослушных граждан. А этому надо учить. А для этого необходима стройная система нравственного воспитания.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Готовясь к педсовету, я познакомилась с опытом работы в этом направлении тульских педагогов, которые ведут работу по различным направлениям.

 

 

СЛАЙД 11-12                                    Курс «Наше наследие»
                                                 
(Н. Н. Соломаткина, учитель начальных классов МОУСОШ № 39)

На изучение предмета «Наше наследие» отводится 17 часов. Оценки не ставятся.

Цель курса: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Основными задачами рабочей программы являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия и творческого отношения к труду, формирование ценностного отношения к здоровью, природе, прекрасному.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

 Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.

ПРОГРАММА «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» 4 класс (17 часов)

1. Имя нашего города. Герб, флаг, гимн города Тулы.

2. Древний город Тула. Тула оружейная.

3. Тула – город-герой.

4. Тульский кремль. Строительство кремля.

5. Башни Тульского кремля.

6. Как жили наши предки. Особенности быта.

7, 8. Музеи нашего города.

9. Экскурсия в музей Тульского пряника.

10. Театры нашего города.

11. Храмы. Культурологические основы традиционных российских религий.

12. Соборы и храмы города Тулы. Поездка в храм.

13. Скульптурные памятники города Тулы.

14. Экскурсия к одному из памятников Тулы.

15, 16. Знакомство с различными видами труда и профессиями предприятий Тулы.

17. Экскурсия на ТОЗ.

Учебным пособием предмета «Наше наследие» являются тетради по краеведению серии «Мой город». Материалы тетрадей вызывают неподдельный интерес, помогают в занимательной форме познакомиться с историей, культурой родного края, способствуют духовно-нравственному развитию детей.

 

СЛАЙД 13-14

Курс «Детский мир»

(автор Л. А. Сергейчева, учитель начальных классов МОУСОШ № 6 имени К. Д. Ушинского)

Наша школа носит имя К. Д. Ушинского. С 1994 года преподается предмет «Детский мир», который даёт возможность приобщить детей к духовному опыту наших предков. Учебным пособием является хрестоматия К.Д. Ушинского «Детский мир».

Знакомство с «Детским миром» ставит целью формирование мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали.

Основной формой работы по предмету является урок. Курс рассчитан на 3 года, со 2 по 4 классы. 1 час в неделю. Курс интегрированный.

Во втором классе интегрируется с «Окружающим миром».

Статьи «Детского мира» служат источником знаний об окружающем мире, являются своеобразной детской энциклопедией.

Мы стараемся раскрыть перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания, воспитываем чувство национального достоинства.

Во 2 классе ученики получают представление о природе родной страны, учатся рассказывать о ней, наблюдают за изменениями в природе и трудом людей в разное время года. Расширяется представление детей об устном народном творчестве и русских писателях. Знакомятся с животным миром.

В 3 классе представления о Родине расширяются, дети знакомятся с её прошлым: русскими князьями, историческими событиями. Патриотизм – одно из основным понятий в нравственном воспитании, по мнению Ушинского.

В 4 классе вводятся географические понятия. Дети знакомятся со знаменитыми мореплавателями, географическими открытиями.

Так как язык 19 века очень отличается от современного русского языка, много времени уделяется словарной работе, вступительным беседам.

Работа с учебником «Детский мир» развивает творческие способности детей. Они выполняют рисунки, делают книжки-малышки, пишут сочинения. Формами контроля являются тесты, викторины, контрольные работы.

В конце года каждый классный руководитель заполняет оценочный лист уровня воспитанности учащихся класса.

Считаем, что курс «Детский мир» способствует повышению уровня нравственности учащихся.

СЛАЙД 15                                Библиотечный курс «Этикет»

 «Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».

Цели и задачи занятий:
–      формирование духовно-нравственных ориентиров;
–      воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
–      формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств. 

Программа занятий состоит из 11 тем.

Тема 1. Исторические корни этикета.

Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути… Везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

Тема 2. Культура общения.

Эта основополагающая тема, в дальнейшем, какую бы тему мы ни изучали, мы обязательно обращаемся к ней.

В наше время, когда обращение «товарищ» ушло, а «сударь, сударыня» так и не прижилось, рекомендуется учить детей обращение к незнакомому человеку начинать со слов «будьте добры, скажите, пожалуйста», а затем излагать свою просьбу или задавать вопрос.

Тема 3. Гостевой этикет.

Разбираем эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию, когда приходят неожиданные гости, как при этом надо вести себя гостям и хозяевам.

Тема 4. Застольный этикет.

Застольный этикет, пожалуй, самый скучный раздел этикета, но знать или хотя бы один раз прочитать его надо.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.

Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно говорим о правилах дорожного движения.

Тема 6. Нравственные отношения.

В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Говоря о дружбе, хочу привести слова Конфуция: «Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый»

Тема 7. Семейный этикет.

«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Так говорил Конфуций, который жил в IV-V веке до н. э.

Вот с точки зрения почтительного отношения к родителям, к старшему поколению мы и разбираем эту тему.

Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.

Тема 8. Гигиена и нравственность.

Знакомство с этой темой помогает в воспитании негативного отношения к вредным привычкам и пропаганде здорового образа жизни.

Тема 9. Школьный этикет.

Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Эта тема включает в себя и цикл библиотечно-библиографических занятий: «История возникновения письменности», «Из истории возникновения библиотек», «Структура книги», «Бережное отношение к книге» и т.д.

Тема 10. Национальные нормы этикета.

Английский писатель Голдсмит писал: «Только тот истинно воспитан, кто понимает, при каких обстоятельствах следует держаться национальных привычек, а когда можно пренебречь тем, что так неукоснительно соблюдал на родине. Умный человек сразу примечает, что мудрецы одинаково учтивы в любой стране, тогда как дураки бывают учтивы лишь дома». Не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «испанец», «француз», «русский». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.

Тема 11. «Вежливые» советы.

Это заключительная тема. На занятии мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)

 

Hosted by uCoz