Учитель ИЗО Седова Ирина Викторовна

«Коллективная работа на уроках
изобразительного искусства»

             Все дети очень любят рисовать, ещё больше, когда их рисунки получаются и оцениваются одноклассниками. Чтобы дети действительно полюбили мой предмет  на первом этапе нужно убедить их, что они действительно умеют рисовать и делают это хорошо. На этом этапе моей работы рисунки детей очень часто похожи друг на друга , несмотря на то, что они выполнены разными авторами. В этом нет ничего страшного, особенно если вы ведёте детей с первого класса, когда им не выставляют оценок. Но если вам удался первый этап и ребёнок действительно поверил в свои способности, задача учителя в дальнейшем направить ребёнка по своему индивидуальному пути развития в изобразительной деятельности. Если эти два этапа удались вы получите заинтересованного вашим предметом ученика. Почему же  изначально рисунки детей очень похожи друг на друга. В значительной мере это объясняется спецификой художественной педагогики – сильнейшим воздействием индивидуальных пристрастий, вкусов, убеждений учителя на его учеников.     Смотря на отдельные рисунки других детей, дети различают их по содержанию, редко замечая, что они неодинаковы также по цвету, форме, композиции. Эти различия они скорее замечают в общей работе, выполненной группой детей. На этом фоне каждому участнику не так трудно выделить то, что принадлежит именно ему. Если же есть возможность видеть эту работу в течении длительного времени, показывать и объяснять другим (родителям, друзьям), то ребенок со временем станет больше ценить самобытность своих работ. Чтобы это происходило требуется целенаправленная организация групповой или коллективной  работы детей на уроках изобразительного искусства.

 

                        1.Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения. 

            2. Культура общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. И поэтому коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства, как продукту общения, я отвожу огромную роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. В качестве критериев способствующей развитию коллективного творчества считаю:

·         неограниченность индивидуально – творческого проявления;

·         составление группы на основе добровольности;

·         доверие и взаимопомощь;

·         ответственность за общую работу в целом;

3. Рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х годов. В это время впервые познакомились с программой Б.М. Неменского. По стране шли эксперименты по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Тогда впервые программа под редакцией Б.М.Неменского включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.

Прочитав и проанализировав книгу Неменского “Мудрость красоты” я поняла,  что коллективная работа на уроках рисования это не только средство решения многих воспитательных и дидактических задач, но и процесс стимулирующий интерес к изобразительной деятельности, стимулирующий творческую активность детей.

В своей работе я стала активно применять коллективные формы работы, особенно на обобщающих уроках в конце четверти. Так появились работы:

·         «Новогодняя ёлка в нашем классе»2-3класс.

·         «Моя мечта» 4 класс

·         «Широкая масленица» 5 класс

·         «Матрешкин  хоровод» 5 класс

·         «На балу в Средневековье» 7 класс

·         «Моя деревня в древности» 6 класс.

   Конечно нужно отметить специфику нашей школы: сельская школа, где учеников в классах не более 10 человек. Где за урок даётся индивидуальное задание каждому ученику и каждый может получить индивидуальную консультацию учителя.

Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков.

     Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.

Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе была предпринята Г.В.Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы, методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Коллективные занятия по рисованию, аппликации, лепке проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах.

            Условия проведения уроков по изобразительному искусству в школе, несомненно, отличаются от условий проведения занятий в дошкольных или внешкольных учреждениях, поэтому мною были внесены коррективы в методику организации коллективной деятельности учащихся.

             В методике преподавания изобразительного искусства выделяются классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

По программе Б.М. Неменского все виды коллективной деятельности поделены по при знаку количества участников процесса коллективного труда. Согласно этому подходу все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре (например: учащиеся, сидящие за одной партой); групповые – в небольших группах по 3-5 человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.

        

 

   На практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у учителя в конце самостоятельного труда учащихся. Для этого ученикам предлагается вырезать изображения по контуру. И наклеить их на общий фон, но некоторые учащиеся могут изобразить предмет в “среде “ , из которой “вырывать” его очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы  знают о назначении своего рисунка - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.

1.      совместно -  индивидуальная деятельность.

 

 Методы и приемы организации:

·        Продумать заранее композицию коллективной работы; выбрать цвет, размер и положение общей – плоскости фона;

·        Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции.

·        Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах.

·        Определить технику  “сборки” коллективной композиции.

·        Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по                 монтажу общей композиции на классной доске.

 

         Роль организатора коллективной деятельности в школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом он ставит  учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогает собрать элементы, детали, части общей композиции помощников из числа учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

Если по сценарию урока учащиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса, а также его результата велика. Если же ученики являются сами инициаторами совместной работы, то они могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями коллективной композиции. В этом случае учитель является лишь консультантом или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию.

       Схемы, отражающие основные принципы организации совместно – индивидуальной формы работы над коллективной композицией.

 Принцип свободного размещения, то есть когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Например: при работе над композицией «Я мечтаю о лете и каникулах» на лист ватмана наклеиваются индивидуально нарисованные цветы и бабочки, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью.

         Главным условием успеха совместно – индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положение в пространстве индивидуального листа. В младших классах можно использовать шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно.

 

 

 

        Следующий принцип организации совместного труда над композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция.

Она задается каким то предметом или изображением окружающей среды, и ученикам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъему активности детей. Например: Открытка для поздравления учителей, в которую дети в конце урока вклеивают цветы и делают поздравительную надпись.

 Достоинством совместно – индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, при этом не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

 

 

 

2. Совместно – последовательная деятельность.

            Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик становится мастером, работающим на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей.

            Совместно – последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

 1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

            Конвейер включается тогда, когда нужно за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий (например: «На балу в Средневековье»).

Большую роль в организации совместно – последовательной деятельности играет подготовительный период. Нужно тщательно продумывать каждый этап работы.

Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции

3. Совместно – взаимодействующая форма деятельности.

            Совместно – взаимодействующая форма наиболее сложная в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости) или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Данная форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах или на внеклассных занятиях изобразительным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах. Но именно эта форма привлекает меня особенно, так как дает широкие возможности для педагогического творчества.

      В начале урока происходит деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творчества мышления и планирования. Художественное творчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

            В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

            Чаще уроки изобразительного искусства в такой форме я провожу, чтобы обобщить тему четверти: 4 класс, 1 четверть, «Каждый народ художник» обобщающий урок «Масленица» принимают участие несколько групп:

1 группа – выполняет фон коллективной композиции – городскую среду: архитектуру и небо;

          4 группа – увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки;

5группа – фигуры людей: торговый люд и покупатели, гуляющие.

 

    

            Этапы совместно – взаимодействующей деятельности:

-          Совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы.

-          Выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции.

-          Выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах.

-          Монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка

5. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность, как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно – воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.

Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.  

                             Об организации коллективной деятельности.

На примере изготовления панно «Новогодняя ёлка».

        Коллективному панно на тему “Новогодняя ёлка” для оформления класса должен предшествовать подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме, новогодние шары, обратить внимание на их конструкцию, цветовое решение, форму. У детей формируются образы, порождающие желание воплотить их в собственной работе.

      Время урока ограничено, поэтому дети к теме готовятся вне урока. С учителем ИЗО поисковая группа класса после уроков рисует на листе ватмана (вертикально расположенном) отдельные ветки будущего дерева. Она состоит из отдельных желательно равных частей. Работу выполняют карандашом. Дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, они имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществлять обсуждение предстоящей работы, все вместе советуются, смотрят как лучше получится.

Основной этап – этап выполнения работы. Он состоит из двух этапов : сначала каждый выполняет свою часть ёлки (пушистую ветку), а затем на отдельном листе конструирует и расписывает ёлочную игрушку. Цель этапа предоставить детям возможность воплотить в работу свою фантазию, используя имеющиеся знания о цветовой гамме, умение пользоваться ножницами, клеем, отделочным материалом. Создать условия для взаимодействий детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию, но и формированию у них умений работать в коллективе.

Условно можно выделить третий заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненное панно “Новогодняя ёлка для нашего класса” вывесить в классной комнате 3 класса. Оно привлечет внимание детей, родителей, станет объектом самых разных обсуждений, рождение новых творческих замыслов, идей, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Коллективная работа

НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА

Цели и задачи:

§        -оформление классной комнаты,

§        - содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и к результатам коллективного творчества,

§        -развитию фантазии и навыков в изображении орнамента,

§        -создание праздничного новогоднего настроения.

 

Оборудование  к уроку: новогодние игрушки, образец панно выполненный детьми предыдущего класса, шаблоны шара, колокольчика или фонарика.

Дети: простой карандаш, резинка, акварель, ножницы, клей, альбомный лист.

 

На предыдущем уроке необходимо обратить внимание детей на следующую информацию:

 

§        История появления шаров на новогодней ёлочке как элемента украшения.

§         Показ последовательности составления орнамента в круге и вариантов размещения такого орнамента на новогоднем шаре.

§        .Цветовая гамма праздника.

Ход урока:

      И дети и взрослые любят весёлый праздник Новый год. Но не всегда классные комнаты украшает отдельная классная ёлка, и тогда я предлагаю стать на урок волшебниками. Если нет денег, чтобы купить ёлку её можно нарисовать. И тогда мы окунаемся в историю праздника.

     Не все знают, откуда взялся обычай украшать ёлку шарами. Сначала ёлки украшались яблоками, которые являлись символом плодородия. Но как то случился неурожай яблок, и тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары, которыми и стали с тех пор украшать ёлочки. Но ведь красивые игрушки и шарики можно нарисовать и вырезать, разместив их на ёлочной ветке, украсить их орнаментом, а затем из этих веточек составить большую классную ёлку. Выполнить коллективную работу – новогоднюю ёлку, которой можно украсить школьный класс. Можно устроить и небольшой новогодний конкурс среди классов. Предложение выполнить коллективную работу нравится детям.

       Вместе с детьми рассматриваем лучшие работы прошлого года – и вспоминаем последовательность выполнения такого орнамента:

1) весь подготовительный рисунок для графической работы выполняется карандашом; линия должна быть лёгкой, замкнутой; из нескольких неверных линий оставляется одна правильная, остальные стираются резинкой;
2) выбираем цвета, которыми будем орнаментировать ёлочные игрушки;
3) можно взять разные оттенки цвета, самым тёмным обводим весь карандашный рисунок, следя за равновесием цвета, украшаем орнаментом шары или любые другие игрушки;

4) чтобы ёлочка получилась пышной и нарядной, рисуем иголочки примерно одинаковой длины так, чтобы весь лист был заполнен изображением.

Показываю детям схему размещения ёлочных веток

                 ёлка.jpg

                                               Вариант 1                                                Вариант 2

и предлагаю начать работу над рисунком. Если необходимо, то помогаю наиболее правильно разместить изображение ветки на альбомном листе. При помощи шаблона в виде круга(колокольчика, фонарика) или своего варианта дети рисуют новогодний шарик и начинают украшать его орнаментом, пользуясь сначала карандашом, а потом красками.

На  этом уроке первые несколько человек, успешно справившиеся со своим заданием, выбираются в группу главных художников и на небольшом куске бумажных обоев прикрепляют с помощью клея нарисованные и вырезанные одноклассниками изображения елочных веток с игрушками. Если необходимо, они оказывают помощь другим детям.

Результатом совместной деятельности является создание коллективной работы “Новогодняя ёлочка”адостное творение детских рук понравилось и детям и взрослым, а призы, которые были вручены коллективам классов на школьном новогоднем празднике, ещё раз подчеркнули значимость занятий изобразительным искусством.

 Используемая литература:

1.      Колякина В.И. – «Методика организации уроков коллективного творчества»

 М. Изд. “Владос” 2004г.

2.      Ячменева В. В. – “Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству.

М. Изд. “Владос” 2004

3.      А.Г.Александрова “Изобразительное искусство и художественный труд.”

Волгоград”Учитель” 2004

4.      Неменский Б.М. “Мудрость красоты проблемах эстетического воспитания”

Книга для учителя. М.,просвещение, 1981

5.      Гатанов Ю.Б.”Развиваю воображение” СПб.,2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz