Учитель начальных классов         Прокудина Ольга Алексеевна

 

 

Исследовательская деятельность учащихся

как средство развития ребёнка.

 

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.

Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирования у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

1. развитие логического мышления

2. творческих способностей

3. кругозора

4. устной и письменной речи

5. умение обобщать и систематизировать информацию

6. коммуникативные умения

7. формирование наблюдательности и внимания

8. умение работать с художественными и научными текстами

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап- подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикации. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы:

-  изучение теоретических источников

-  наблюдение - поисковый эксперимент -описательный -анкетирование -интервьюирование.

Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, детская риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

Тематика работ также разнообразна:

-   «Мы в ответе за тех, кого приручили» (окружающий мир);

-   «Речь школьников», «Как мы говорим» (детская риторика);

-   «По заповедным тропинкам», «Они могут исчезнуть»(экология);

-   «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир);

-«Природные явления в стихотворениях А.А. Фета» (окружающий мир и литературное чтение) и т.д.

Дети порой сами придумывают оригинальные и интересные темы, что учителю остается только правильно их сформулировать. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс.

Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизиро­вать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Эти игры рассчитаны на учеников на­чальной школы. Однако, как показывает опыт, после небольшой модернизации, они могут проводиться с подростками и даже со старшими школьниками. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного иссле­дования.

Первый этап — тренировочные занятия

Для знакомства ребят с методикой проведения учеб­ных исследований понадобится два-три фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «тех­никой» проведения исследования.

Подготовка к занятию

Для проведения тренировочных занятий понадобят­ся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаб­людать», «посмотреть по телевизору», «провести эк­сперимент» и др. Эти карточки можно сделать из кар­тона. Изображений на них целесообразно нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Раз­мер каждой карточки должен быть не меньше полови­ны обычного альбомного листа. На таких же по раз­меру листах картона надо изобразить «темы» буду­щих исследований. Для этого стоит наклеить на кар­тон изображения животных, растений, зданий и т.д.

Выбор темы и методов исследования

Весь класс располагается вокруг большого стола или нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии будут разложены карточки с символичес­кими изображениями методов и тем исследований. Пос­ле того как ребята разместятся, учителю необходимо объявить, что сегодня дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит вы­полнять работу, которую делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследователь­ской работы учителю необходимы два «добровольца-исследователя» из числа учеников. Они определяют тему своего исследования. Для того чтобы ученики — «добровольцы» смогли это сделать, им нужно предло­жить заготовленные заранее карточки с изображения­ми различных «тем» исследований. Карточка с изобра­жением избранной темы размещается на середине сто­ла. Карточки с изображением остальных «тем» убира­ются.

К примеру, дети выбрали тему «попугай». Учителю не­обходимо объяснить юным исследователям, что их за­дача заключается в подготовке небольшого сообщения о попугае. Но для того чтобы сделать такое сообщение, надо собрать всю доступную информацию об этой пти­це и обработать ее. Как это можно сделать? Естественно, что для детей сбор информации пред­ставляет собой новое сложное дело. Поэтому им надо сказать, что существует много способов получения необходимых данных. Учитель должен предлагать ис­пользовать только re из них, которые известны и дос­тупны детям. А значит, очень важно, чтобы педагог по­будил учеников к размышлению о том, какие источни­ки информации они знают. Начать следует с обычных вопросов, например: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы ду­маете, с чего начинает исследование ученый?». Отве­чая на такие вопросы, ребята предлагают самые раз­ные варианты действий. Однако учителю необходимо подвести их к мысли, что начинается исследование с обдумываний, какая информация необходима иссле­дователю. После того как ребята поняли это, на стол выкладывается карточка с символом, обозначающим действие «подумать».

Следующий вопрос, который нужно задать учени­кам, звучит так: «Где мы можем узнать что-то о по­пугае?». Отвечая на него, ребята постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эк­сперимент»», «посмотреть е книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интер­нет» и др. Следует понимать, что набор используе­мых методов исследования зависит от ваших ре­альных возможностей.

Сбор информации

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить учени­кам, что собранные данные лучше сразу зафиксиро­вать, чтобы они не были забыты. Сделать это техничес­ки несложно. Надо раздать учащимся ручки и малень­кие листочки бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать ребятам как руч­кой или фломастером сделать на маленьком листочке краткую запись, схему или рисунок. Учителю необходи­мо быть готовым к тому, что умение письменно фикси­ровать информацию у ребят развито довольно слабо. Не следует огорчаться. По мере участия в занятиях по­требность в этом у школьников будет возрастать, а вме­сте с ней будет расти и мастерство краткого выраже­ния найденных сведений и идей. Первый пункт плана исследования, как правило, обо­значается карточкой «подумать». Например, поду­мав, школьники могут сделать такое заключение о местах обитаний попугая — «попугай живет в джунглях, в жарких странах». Для того чтобы это зафикси­ровать, ученикам надо написать несколько предло­жений или нарисовать на листочке изображение паль­мы и солнца. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» — о жарком климате. Следующим может быть предположение о размерах попугаев, например, «попугаи могут быть крупные и мелкие». Оно также фиксируется на листочках. Круп­ного попугая можно изобразить в виде большого ова­ла с пририсованными к нему клювом и линиями — перьями, обозначающими хохолок и хвост; рядом с ним в виде малого овала можно аналогично нарисо­вать мелкого попугая.

Дети могут вспомнить, что у попугая яркое оперение. Начертив на листочке несколько ярких линий цветны­ми фломастерами, ребенок может зафиксировать идею о ярком оперении птицы.

Как показывает опыт, этих кратких записей и неслож­ных значков оказывается вполне достаточно для фик­сации несложной информации на короткий срок. Дети очень быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи. Следующий пункт плана исследования — картинка «опросить у другого человека». Учителю необходи­мо настроить ребят на то, чтобы они расспросили дру­гих людей о попугае. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети в силу особен­ностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому челове­ку, нелегко воспринять его ответ. Развитие навыков по­становки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведе­ния игр-исследований с младшими школьниками, по­скольку даже среди взрослых людей нередко встреча­ются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей,

В плане исследования может быть пункт «получить информацию из книг». Учителю надо заранее подо­брать литературу по теме исследования. Следует помнить, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий. Как правило, они прекрасно иллюстрированы, имеют крат­кие и доступные детям информационные тексты. Детские справочники и энциклопедии могут стать хо­рошим источником знаний для ребят в процессе ис­следования.

Особенно ценны в любой исследовательской работе наблюдения и эксперименты. Тема «попугай» дает возможность их использования, поскольку попугаи не редкость в домах ребят. Ученики без труда moгут по­наблюдать и отметить некоторые особенности пове­дения птицы. Можно провести даже некоторые экс­перименты. Например, выяснить, любят ли попугаи музыку, чем они предпочитают питаться, как спят и т.д. Если есть возможность просмотреть краткий ви­деосюжет, посвященный исследуемой теме, то это надо обязательно сделать.

Организуя сбор информации, учителю следует по­мнить, что у младшего школьника способность кон­центрировать внимание еще недостаточно развита. Поэтому данную работу не стоит затягивать. Если какой-то из методов исследования не принес резуль­тата -- не стоит акцентировать на нем внимание. По­могите ребятам сгруппировать то, что они уже полу­чили. Очень важно поддерживать темп исследования, чтобы у учеников создалось ощущение работы «на одном дыхании».

 

Обобщение информации

Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе необходимо разложить все листочки с собранными данными. Они должны лежать так, чтобы каждый школьник мог их видеть. После этого надо выяснить, что нового и интересного узнали ребята о попугаях; подумать, какие выводы позволяет сделать собранная ими информация; что они могу! рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования. Для ученика начальной школы это очень сложная задача. Однако в процессе обобщения результатов исследования, хорошо раз­виваются мышление и творческие способности ре­бенка. Он учится выделять главные идеи и видеть вто­ростепенные, пытается дать определения понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Иной является лишь Степень «новизны» самих фактов. Дети не отягощены «грузом определений классиков», поэтому на вопрос, что это, они отвечают смело, легко и достаточно точно. Уточнить и конкретизировать опре­деление, данное ребенком всегда можно, но если в на­чальной школе не научить его смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.

Сообщение по результатам исследования

Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. Пер­вый такой доклад обычно не бывает долгим, но с при­обретением исследовательского опыта ученики со­бирают все больше информации. Поэтому со време­нем доклады становятся более глубокими, разверну­тыми и обстоятельными.

После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада. Необходимо предос­тавить слушателям возможность задать вопросы. Важ­но не забыть похвалить исследователей за работу, осо­бенно отметив то, что у них получилось очень хорошо. Первое занятие на этом можно считать законченным. Важнейшим его результатом стало знакомство с об-

щей схемой исследовательской деятельности. Теперь им предстоит долгий, но увлекательный процесс со­вершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.

Второй этап — самостоятельные исследования

Подготовка к исследованиям

Для самостоятельных исследований школьникам по­надобятся карточки, которые использовались на тре­нировочных занятиях. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она не­обходима каждому ребенку. Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеиваются небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждый кармашек поме­щается изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограничен­ное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку, карандаш и фломастеры.

Проведение исследований

На этом этапе в исследовательский поиск вовлека­ется весь класс. Задача педагога на таком занятии — играть роль консультанта, старшего помощника исследователей-школьников.

Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изоб­ражениями» раскладываются на столе. Каждый ребе­нок выбирает себе ту тему, которая ему больше нра­вится, Для проведения такого занятия может быть вы­делено время вне традиционных учебных предметов. Однако самостоятельные исследования можно ис­пользовать и на различных уроках. В этом случае заго­товленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом вопросов, изучаемых на уроке. Выбрав тему, каждый ученик получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора инфор­мации. План исследования в этом случае проговари­вать необязательно. Он фактически зафиксирован на кармашках «папки исследователя». Получив все необходимое, каждый ученик (пара или группа учащихся) начинает действовать, самостоя­тельно. Задача — собрать нужные сведения, исполь­зуя возможности всех доступных источников инфор­мации; обобщить их и подготовить доклад по резуль­татам исследования. Все это нужно сделать, не затя­гивая время, в ходе одного занятия. Найденную информацию школьник фиксирует на не­больших листочках бумаги, которые он вкладывает а кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладется в кармашек со значком «книга»; если данные получе­ны путем наблюдения или эксперимента, то листок с записью оказывается в кармашке «эксперимент» или «наблюдение».

Собранные листочки впоследствии вынимаются из карманов папки. На их основании составляется крат­кое сообщение об итог ах исследования. Для toi о что­бы его составить, ученику нужно:

• структурировать материал, определив главное и второстепенное;

• дать определения основным понятиям;

• отобрать наиболее интересные данные и неожи­данные результаты, полученные в ходе исследования.

Сообщения по результатам исследований

Сообщения по результатам исследований целесооб­разно рассматривать как вариант взаимного обуче­ния детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, чю он узнал, а постараться передать эти сведе­ния одноклассникам. Не важно, что материал, с ко­торым работают дети, выглядит простым и даже при­митивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то. что за этим внешне простым делом фор­мируются качества творческой личности. Дети обычно настроены по отношению к докладчику критически- Как показывает практика, они легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои по­правки в выступления одноклассников. Все перечис­ленное способствует развитию критического мыш­ления. Поэтому по итогам выступлений учителю не­обходимо поощрить не только тех учеников, которые хорошо отвечали, но и ребят, задававших интерес­ные вопросы. Заслушать все доклады на одном занятии сложно.

Ведь надо не только дать ученику возможность выс­казаться, но и ответить на вопросы. Поэтому надо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление. Подчеркну еще раз, что изложенная выше педагоги­ческая технология может быть использована на уро­ках по каждой учебной дисциплине. Но она способна принести больший эффект, если:

• применяется на специальных занятиях по разви­тию детского мышления, которые обычно ведут школьные психологи;

• реализуется в ходе различных внеклассных мероп­риятий.

Эти специальные занятия и внеклассные мероприя­тия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика начальной школы, расширяют его кругозор. Они создают усло­вия для активного, самостоятельного исследования самых разных проблем.

Важно также учитывать, что выполнять исследования ученики могут не только индивидуально, Для развития творческих и коммуникативных способностей полезны исследовательские работы, которые ребята делают вдвоем или втроем. Безусловно, в этом случае moгут возникнуть особые трудности, связанные с установле­нием контактов между учащимися. Однако при органи­зации парной или групповой исследовательской дея­тельности школьников учителя получают дополнитель­ные воспитательные возможности, которых лишена самостоятельная индивидуальная работа.

 

Юный исследователь

(Материалы для младших школьников по самостоятельной

Исследовательской практике)

Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет на­учиться добывать знания самостоятельно. Они могут помочь тебе в проведении собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.

Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техни­кой исследовательского поиска. Постепенно выпол­няя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.

 Как выбрать тему исследования

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волну­ет тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы;

1, Что мне интересно больше всего?

2, Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема­тикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3, Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4, Что позволяет мне получать лучшие отметки в шко­ле?

5, Что из изученного в школе хотелось бы узнать бо­лее глубоко?

6,  Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассни­ками, Может быть, кто-то подскажет тебе интерес­ную идею.

(Тему исследования надо записать)

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы;

фантастические — о несуществующих, фантасти­ческих объектах и явлениях:

экспериментальные — предполагающие проведе­ние собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержа­щихся в различных теоретических источниках (кни­гах, кинофильмах и г.д.).

II. Цель исследования

Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования.

III. Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.

IV. Гипотеза исследования

Гипотеза — это предположение, догадка еще не до­казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «воз­можно»/

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проблема может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

V. Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на воп­рос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие ин­струменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследова­ния*.

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных се­тях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей:

• понаблюдать;

• провести эксперимент

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследователь­скую работу. Можно задать себе вопросы:

• Что я знаю по теме исследования?

• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

Запиши все это здесь.

2. Прочитать книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в из­вестных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследу­ешь.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме свое­го исследования.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о пред­мете своего исследования.

4. Найти информацию в глобальных компьютер­ных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера ~ вер­ного помощника современного исследователя. По­пробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет, Запиши все, что тебе помог узнать компьютер

5, Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предме­те исследования, можно условно поделить на две груп­пы: специалисты и неспециалисты,

1, К специалистам мы отнесем всех, кто профессио­нально занимается тем, что ты исследуешь.

2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изуча­ешь.

Запиши информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых зна­ний — наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзор­ные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, при­боры ночного видения. Есть приборы и аппараты, уси­ливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, ког­да проводишь исследование.

Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

7. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimenturn» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях ис­следуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. Пос­ле этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные со­веты по поводу проведения эксперимента. Запиши план проведения своего эксперимента

Проведи свой эксперимент, а затем опиши его резуль­таты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

VI. Подготовка к защите исследования

Собраны все сведений, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое глав­ное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные предметы, процессы. явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой пара­доксы;

4) ранжировать основные идеи;

5)  предложить метафоры и сравнения (сопоставле­ния, схемы и др.);

6) выработать суждения и умозаключения;

7) сделать выводы;

8) указать возможные пути дальнейшего изучения яв­ления, которое ты исследовал;

9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям

Понятия — это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устой­чивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Су­ществуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание — это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект - означает ответить на вопросы: что эго такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предпола­гает перечисление лишь некоторых внутренних, су­щественных свойств предмета, а не только его внеш­него вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, ил­люстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки — это куклы, ма­шинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые — это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмет or сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а поми­дор — другой и др.

2. Классифицировать основные предметы, про­цессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и яв­лений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объек­ты на группы, чтобы их упорядочить и придает наше­му мышлению строгость и точность,

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходя­щееся с общепринятыми мнениями или наблюдени­ями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxes» {неожиданный, странный, невероятный).

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг», В переводе с немецкем о языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости вто­рое место, какая — третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных — важнейшая особенность ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6. Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение — это высказывание о предметах или яв­лениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить — значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изуче­ния явлений, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо от­метить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследова­тельской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства иссле­дования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом на­правлении.

Запиши текст доклада

 

В научном мире принято, что защита исследователь­ской работы — мероприятие открытое и на нем мо­жет присутствовать каждый желающий. Вес присут­ствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопро­сы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никог­да не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод,

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, черте­жи для иллюстрации результатов исследования

Например, ты исследовал маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на го успехи в учебе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.

VII. От чего зависит успех исследования

1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окру­жает.

2. Внимательно анализируй факты и не делай поспеш­ных выводов (они часто бывают неверными).

3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомне­ний.

5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу,

6. Действуя, не бойся совершить ошибку.

 

Hosted by uCoz