Доклад

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

 

«Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка. Он будет таким, какой он есть. Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя»

Януш Корчак

 

      Потребность в познании - это одна из самых начальных потребностей человека. В отличие от способностей, которые необходимо развивать из задатков, с потребностью в познании человек рождается. Для обеспечения благоприятного развития потребности в познании необходимы, прежде всего, создание климата доверия к ребёнку, максимальное развитие его уверенности в себе, интересов и склонностей, обеспечение связи умственной деятельности с положительными эмоциями. Лишь на фоне умственной радости может развиваться познавательная потребность, а вслед за ней и способности ребёнка.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. Сегодня, когда система школьного образования претерпевает  серьёзные изменения, ведущей целью обучения, становиться ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку не достаточно быть просто эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, и на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблему, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторить поиск.

      Основное условие эффективности урока - обеспечить максимальную активность учащихся на всех этапах урока. Включить класс в активную работу необходимо с первых минут урока, т.е. с проверки знаний учащихся. Нужно проверить не только то, как они усвоили теоретические вопросы, но и знание самих объектов.

      Очень важно подготовить учащихся к активному восприятию нового материала. При этом надо использовать такие приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес, возбудили мыслительную деятельность учащихся. :

 

 

            Активизация мыслительной деятельности младших

              школьников через создание проблемных ситуаций

                        на уроках литературы

      Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье –  ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающие поколение к жизни, к труду.

      Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т.д. Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса важны не только эти вопросы. Нужен материал (факты, примеры, наблюдения).

 

                            Специфика проблемных ситуаций на уроках литературы

      Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного потолка творческого развития.

      Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него.

      На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.

      В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Работая в первом классе над сказкой “Петушок –   золотой гребешок”, анализируя эту сказку перед детьми, ставлю следующую проблемную ситуацию: “Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?” И ребята по ходу беседы выражали различные варианты решения этой проблемы.

      Во втором классе, работая в эпическом жанре, где особенностью жанра является: тема, проблема, конфликт. Так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.

     Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой “Трусиха”:

1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?

2. Почему Валя выбежала навстречу псу?

     Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации.

     Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.

Работу над стихотворением Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” я начинаю следующим образом: на этапе работы над языком произведения знакомлю учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой “болотистый, низменный” край, во все живое вокруг.

     С этой целью выясняем, за что дед Мазай осуждал своих односельчан. Дети высказывают различные мнения и суждения на этот проблемный вопрос:

–  Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

    В своих ответах дети выражают свое мнение об этом главном герое. Дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.

      Задача литературного образования – это значительность работы по формированию творческого читателя, умеющего не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать художественное произведение адекватно авторскому замыслу. И проблемные ситуации на уроках литературы служат одним из источников формирования творческого читателя.

      В процессе изучения пейзажной лирики в произведениях: А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А Фета, С. Есенина и т.д. При постановке проблемной ситуации, задачи, нужно учитывать, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека, для постижения которого необходимо достаточно развитое воображение и способность сопереживать.

      Так, при работе над стихотворением Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной”…, проблемная ситуация была следующей: “ Представьте себе картину, которую автор показывает нам в своем произведении”. Для того чтобы решить эту проблему, чтецу необходимо при чтении представить себе то, о чем он читает.

      Решение ситуации очень увлекло второклассников. Они старались представить себе картины природы, описанные автором. Работа была живой, увлекательной, творческой, ибо дети находились под обаянием поэта, в мире его образов, а не просто механически перечитывали уже знакомое произведение.

      Следующая проблемная задача –  определение душевного состояния, настроения поэта. Как правило, ответы младших школьников на эту проблемную задачу основываются на догадке. Причина этого – в сложности задания. Действительно, трудно, не имея достаточного эмоционального и эстетического опыта, определить настроение автора, которое к тому же выражается подчас опосредованно.

      Между тем, решение этой задачи очень важно, так как необходимо учить детей видеть авторское отношение к изображаемому и на этой основе формировать способность сопереживать прочитанному. Не отвергая догадку, чутье, интуицию, нацеливаем детей на анализ слов, выражающих настроение.

     Так, перечитывая стихотворение Ф. Тютчева “ Есть в осени первоначальной…”, дети выделили слова, передающие настроение: “ дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера; простор везде; льется чистая и теплая лазурь”.

     Помогаю детям выбрать точные слова, определяющие настроение поэта: ясное, радостное, спокойное, светлое.

     И итогом этой работы было выразительное чтение стихотворения детьми.

     Еще хотелось бы отметить работу над пейзажной лирикой С. Есенина. Пейзажная лирика является важной и наиболее интересной частью всего его творчества, где центральной всегда была тема Родины. Родина для поэта – прежде всего деревня, и пейзаж в его стихах – сельский. Через всю лирику проходят образы березы, клена, дороги – это мир большой природы, мир большой природы, мир разнообразных человеческих чувств.

      Стихотворение “ Нивы сжаты, рощи голы” детей знакомим с этим произведением в одно время с отрывком из пушкинской “Осени”, сравниваем пушкинские и есенинские картины осени.

       В третьем классе работа над проблемными ситуациями на уроках литературы идет более глубокая. Работе над проблемной ситуацией может быть отведен целый урок, и по своему типу - это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором одна проблема: предательство, трусость.

       В результате обсуждений и рассуждений эта проблема детьми решается.

 

 

 

 

         Активизация мыслительной деятельности учащихся

                   при  проверке домашнего задания

 

        Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

       Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

        Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребёнком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

        Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

       Такая проверка домашнего задания, соответственно, влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

       Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних заданий во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

       Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций проверки позволяет повысить её воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

      Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т.е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

      Рассмотрим такой пример. Дома учащиеся решали задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на три стула больше. Сколько стульев во второй комнате?”. Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи- формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.

     Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель прежде всего имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строит свою дальнейшую работу.

    Задания выстраиваются в следующей последовательности:

Решите устно задачу: “В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?”.

- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чём сходство и различие классной задачи и домашней? ( Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи – меньше. Решение задач различно).

- Каким действием решалась домашняя задача? Почему?

2. На доске текст: “На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели”.

- Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?).

- Можно ли эту задачу решить так же, как домашнюю?(Нет. В домашней задаче 5+3=8, там есть слово “больше”, а здесь птички улетели, их стало меньше).

3. На доске текст: “На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?”.

- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя.

      Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют её решение и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.

      Приведённые способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом использует различные методические приёмы, способствующие формированию умения решать задачи – это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.

     Если домашнюю работу никак нельзя соотнести с целями урока, то при проверке полезно поставить ряд вопросов, которые позволят проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к выполнению домашнего задания. Например, проверяя упражнение по русскому языку, в котором нужно было списать текст и подчеркнуть главные члены предложения, можно поставить следующие вопросы:

   Прочитайте предложения, в которых подлежащее выражено существительным в единственном числе.

   Прочитайте предложения, в которых сказуемое выражено глаголом прошедшего времени во множественном числе.

Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме

:img1.jpg (14528 bytes)

- Что вы можете сказать о подлежащем?

    Такая беседа позволит не только проверить самостоятельность выполнения домашней работы, но и поможет ученику лучше разобраться во взаимосвязях между подлежащими и сказуемыми, имеющими место в данном упражнении.

    Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Учителю в этом случае необходимо продумать как само домашнее задание, так и вопросы, связанные с его проверкой.

    Рассмотрим, как можно организовать работу, на примере изучения темы: “Умножение суммы на число”. В начале урока проверяется домашняя задача:

“Для школы купили 10 портретов по 3 рубля и 2 портрета по 5 рублей. Сколько денег уплатили?”.

   Учитель заранее пишет краткую запись домашней задачи на доске:

img2.jpg (15123 bytes)

  Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи:

img3.jpg (15952 bytes)

   - Посмотрите, на доске записаны две задачи, одну из них вы решали дома.(По краткой записи воспроизводится домашняя задача и её решение).

   - А теперь послушайте другую задачу: “Одна школа купила 10 портретов по 3 рубля, другая – 10 портретов по 5 рублей. Сколько денег заплатили за все эти портреты?”.

Выясняется сходство и различие классной и домашней задач, предлагается записать решение классной задачи выражением:

   3x10+ 5x10.

   - Можно решить классную задачу другим способом? (Если учащиеся затрудняются, учитель ставит вопрос по- другому: “Можно ли решить классную задачу таким способом:

(3+5)x10?”).

  - Можно ли решить домашнюю задачу другим способом? (Нет)

  - Почему? (Количество купленных портретов различно).

    Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.

   - Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было решить её двумя способами?

    Изменения вносятся в краткую запись на доске:

img4.jpg (15508 bytes)

- Запишите решение этой задачи выражением:

3x2 + 5x2 = ( 3+5) x 2

   Таким образом, проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала.

   Рассмотрим возможный вариант такого урока природоведения. Цель урока – выяснить, как происходит круговорот воды в природе. Переходя к изучению новой темы, целесообразно предложить, например, такие задания:

   В каких состояниях находится вода в природе?

   Какие явления, связанные с наличием воды в воздухе, вы наблюдали?

   Что произойдёт с водой, если мы её будем нагревать?

   Что будет происходить с водяным паром в воздухе?

   Под воздействием какого явления вода будет испаряться с поверхности водоёмов?

Объясните возникновение облаков.

    Таким образом, дети не только закрепили усвоенный ранее материал, но и объяснили те явления, происходящие в природе, на основе понимания которых строится объяснение нового материала.

    Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля. 

   

    К. Д. Ушинский говорил, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли. Значит необходимо добиться того, чтобы деятельность учащихся на всех этапах урока была активной, познавательной.

 

 

 

Литература:

1.                  Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – Москва, «Знание», 1981 г.

2.                  Дуфовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – Москва, 1996 г.

3.                  Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – Москва, «Педагогика», 1996 г.

4.                  Шевченко С.Д. Как научить каждого. – Москва, «Просвещение», 1991 г.

 

 

Урок математики в 1-м классе по теме: "Задача и ее составные части" (урок-игра "Цирк")

 

Цели урока:

Оборудование:

Ход урока.

1. Сообщение темы урока:

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами:
- повторим состав некоторых чисел,
- поработаем с числовым рядом,
- порешаем примеры,
- а главное - вспомним, из каких частей состоит любая задача и порешаем некоторые из них.

2. Вступление:

- Урок у нас сегодня необычный. Мы приглашены в цирк на представление.  ( слайд 1)
- Поднимите руку, кто из вас был в цирке.
- А кому из вас понравилось представление?
- Садитесь удобнее - наше представление начинается.

3. Работа по числовому ряду.

- Встречайте, клоун Гоша!   .  ( слайд 2)
- Он такой смешной. А ведь клоуны, которые выступают в цирке, должны многое уметь. Вот и Гоша решил показать нам, как он умеет жонглировать, но нечаянно рассыпал карточки с цифрами и не знает, как их правильно расставить.
- Давайте поможем ему.
- Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку.

- Приготовьте счётный материал.
- Какое число при счете идет перед числом 10, 8, 6, 4, 2?
- Какое число при счете идет за числом 2, 4, 6, 8?
- Назовите «соседей» числа 5, 3, 7, 9.
- Какое число больше числа 6 на 1?
- Какое число меньше числа 5 на 1?
- 5 - это 3 и …?
- 7 - это 6 и …?
- 4 - это 2 и …?

(Дети работают со счётным материалом)

- Ну вот, мы и помогли Гоше.

4. Устное решение примеров.

4.1. На арену цирка выезжает косолапый мишка на велосипеде.       ( слайд 3)

- Говорят - «косолапый», а как ловко он умеет крутить педали!
- Помогите мишке проехать по математическому лабиринту.

(Дети решают примеры и стрелками указывают путь по лабиринту).

- Мишке мы помогли.

4.2. А теперь на арене цирка слонёнок.     ( слайд 4)

- Такой лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой.
- Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием

(Несколько детей, по очереди, решают у доски по одному примеру, а остальные сигнализируют им «светофорчиком»).

- Молодцы, ребята! Вы правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг - добрый, смешной слонёнок.        ( слайд 5)

5. Работа над задачами.

 А вот перед вами тюлени - жонглёры.       ( слайд 6)

- Они считают себя самыми ловкими из всех.
- Скромно ли это?
- А действительно ли они такие ловкие? Давайте проверим.

(Учитель читает условие задачи).       ( слайд 7)

- Тюлени жонглировали четырьмя мячами. Им принесли ещё один. Сколько мячей стало у тюленей?

(На четырёх мячах написано по одному слову: условие, вопрос, решение, ответ).

- Ребята, прежде чем мы начнем решать задачу, давайте расставим в правильном порядке её составные части.        ( слайд 8)

(Дети устно называют составные части задачи в правильном порядке и объясняют каждую. На доске в нужном порядке располагают мячи с надписями: условие, вопрос, решение, ответ).     ( слайд 9)

- условие (то, что известно),
- вопрос (то, о чём спрашивается),
- решение (как ответить на вопрос),
- ответ (сколько получится).
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос.
- Как решить задачу?
- Какими действиями она решается?
- Почему?

(Один ученик записывает решение задачи на доске, остальные - складывают на парте из счетного материала.)

- А что же написано на пятом мяче, который дали тюленям?
- Молодцы.

6. Физминутка.

Раз - мы встали, потянулись,
Два - согнулись, разогнулись,
Три - руками три хлопка,
А четыре - на бока.
Пять руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

7. Закрепление умения решать задачи.        ( слайд 10)

-А теперь следующая задача:

Учитель читает задачу:
- На арене было 7 собачек. Убежали 3 собачки. Сколько собачек осталось на арене?
- Что мы знаем из текста задачи?
- Это … (условие).
- Что спрашивается в задаче?
- Это … (вопрос).
- Помогите мне сделать краткую запись задачи на доске, назовите опорные слова.

- Было - 7 с.
- Убежали - 3 с.
- Осталось - ? с.
- У меня на доске записано несколько решений. Посмотрите и выберите нужное и докажите, что ваш выбор правильный.        ( слайд 11)

(Дети объясняют свой выбор.)       ( слайд 12)

- Дайте полный ответ задачи.

(На доске появляется клоун Гоша)        ( слайд 13)

- Как здорово вы задачи решаете! Молодцы! А вот мою задачу попробуйте решить.
- Клоуны жонглируют шляпами и кольцами.
- Сколько всего предметов у клоунов?
- Почему вы не можете решить её?
- А это вообще задача?
- Почему нет?
- Дополните задачу и решите её.

(Учитель на доске с ответов детей составляет решение задачи, а дети - в тетрадях)

8. Физминутка.

Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.

9. Работа в тетрадях.       ( слайд 14)

- Только что мы сделали физминутку про лебедей. А сейчас на нашей арене знаменитая дрессировщица голубей. Она просит:
- Сосчитайте, пожалуйста, сколько у меня голубей на правом кольце и запишите число в тетради (письмо цифры 3).       ( слайд 15)
- Сосчитайте, пожалуйста, сколько у меня голубей на левом кольце и запишите число в тетради (письмо цифры 6)       ( слайд 16)

.- А сколько всего голубей? Как узнали?      ( слайд 17)

- Спасибо! Но это ещё не всё. Мои голуби часто перелетают с кольца на кольцо, при этом рисуют в воздухе необыкновенные узоры. Некоторые из них я прошу вас повторить.

10. Итог урока.

- Молодцы, ребята! Но прежде чем артисты цирка попрощаются с вами, я хотела спросить, чем мы занимались на уроке, что повторили?        ( слайд 18)
- Я попрошу вас дома придумать свою задачу, в которой вы вспомните артистов цирка, с которыми встречались сегодня на уроке, а может быть, мы в вашей задаче познакомимся с новыми артистами.       ( слайд 19)

Урок окончен. Всем спасибо за урок!

Урок – презентация

                    по окружающему миру + ОБЖ.

 

 

Тема урока: Что вокруг нас может быть опасным?   /слайд 1/

 

Цели урока:

                1.         Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей                                                                                                                     и соблюдать осторожность при обращении с ними;

                2.Развивать безопасное умение пользоваться бытовыми приборами;

                3. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:

                          1. Презентация

(  изображения: газовая плита, электрическая плита, утюг, пылесос, телевизор, магнитофон, кофемолка, люстра, чай­ник, миксер, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички.)

                          2.Карточки с номерами телефонов:

                          3. Конверт с кружочками: 10 зеленых,  10 красных        кружочков (у каждого учащегося).

.                         4.Карточки с заданием «Угадай номер телефона»

                                   

 

                                            Ход урока:

 

I.       Организационный момент

II.      Постановка темы урока.     /слайд 2/

- Ребята, если вы отгадаете загадку, которую предлагает Мудрая Черепаха, вы узнаете тему нашего урока:      /слайд 2/

                                  Стоит бычище,

                                  Проклеваны бочища.

                                                                     (Дом)

III .     Работа над новым материалом.

1.        Вступление/слайд 3/

-  Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас и са­мых обычных вещах в нашем доме, которые могут стать для нас опасными, если с ними неосторожно обращаться.  /слайд 4/    /слайд 5/

«Дом - машина для жилья» - так назвал дом один архитектор. Почему? (В доме много механизмов, приборов.) :      /слайд 6/

- Правильно. Дом - это не просто стены и крыша. На самом де­ле дом устроен очень сложно. В нем проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом, а бывают и большие трубы для му­сора - мусоропровод. Если дом высокий, в нем есть лифт. Еще в каждом доме много всяких проводов - для телефона, телеви­зора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стираль­ная машина, магнитофон….  /слайд 7/

- Все эти вещи человек сделал для своего удобства. Почему же они могут принести беду? (Ответы детей.)

-        Любая вещь может быть и безопасной и опасной. Может по­могать, а может мешать и даже угрожать. Вещь - не живая, и своего отношения к человеку у нее нет. «Оживляет» вещи че­ловек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

 

 2.   Газовая плита

-        О какой из вещей говориться в загадке: .  /слайд 8/

 

Четыре синих солнца,

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

                                    (Газовая плита) .  /слайд 9/

 

- К газовой плите на кухне лучше без нужды не подходить. За огнем пусть следят взрослые - они лучше знают, как с ним об­ращаться, чтобы не случился пожар. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки все идет и идет - это очень опасно! Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. А если в кухне накопится много газа, то он может взорваться от одной искры.

- Почему газ может наполнить кухню? (Ответы детей.)   .  /слайд 10/

- Если на плите что-то варилось, а огонь потух. Его можно за­дуть ветер из открытого окна или залить суп, убежавший из кастрюли. А еще газ может выйти прямо из трубы, если в ней появилось трещина.

- Газ нельзя увидеть, но как мы сможем понять, что газ напол­нил кухню? (Газ пахнет.) Правильно. Газ специально делают пахучим, когда отправляют с газовой станции в наши дома.

- Что же нужно сделать, если ты почувствуешь запах газа? (Ска­зать взрослым, открыть окно.)

- Правильно. Запомните, что в это время нельзя зажигать огонь и нельзя включить электроприборы, потому что где-нибудь может выскочить искра, и газ может взорваться всего от одной искры. Если запах сильный, нужно позвонить в газовую служ­бу. Звонить лучше от соседей - искра может проскочить и в телефонном аппарате.

- Кто знает телефон газовой службы? (Телефон 04.)    .  /слайд 11/

 

3. Физкультминутка.

 

 

4. Электричество.

- Ребята, а у кого из вас дома есть газовая плита? (Дети подни­мают руки.)

- У кого другие плиты? (Дети поднимают руки.)

- Действительно, плиты могут быть не только газовыми, но и ... (электрическими.)     .  /слайд 12/

- Кухонная плита может быть и электрической. Здесь нет от­крытого огня, но играть с ней, крутить ручки все равно не сто­ит. Электрический ток не любит нахалов и глупых людей.    .  /слайд 13/

- А еще электричество не любит соседства с водой. Это надо знать и никогда не трогать провода или электроприборы мок­рыми руками.

 

- Электричество получают на специальных станциях. А потом по проводам электрическая сила приходит в наши квартиры.    .  /слайд 14/

- Рассмотрите рисунок. Какие приборы заставляет ра­ботать электрическая сила? (Утюг, пылесос, телевизор.)

- Какие приборы есть в ваших квартирах, которые работают от электричества? (Магнитофон, кофемолка, люстра, чайник, миксер и др.)

              /Учитель показывает предметы или их изображения./  .  /слайд 15/

- Что же вы будете делать, если заметите неполадки с электри­чеством: задымился провод, выскочила искра, когда нажима­ешь на выключатель или сунул вилку в розетку? (Скажу взрослым.)

- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы - может ударить током.

Нужно запомнить правило:  .  /слайд 16/ когда ухо­дишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

- Как вы думаете, почему? (Может возникнуть пожар.)  .  /слайд 17/

 

5. Пожар.

          Ребята, помните о том,

          Что нельзя шутить с огнём.

          Кто с огнём не осторожен,

          У того пожар возможен!

  - Ребята, а только ли от электрических приборов может быть пожар? (Нет. Пожар может возникнуть от га­зовой плиты, а еще, если баловаться спичками.)   .  /слайд 18/

                            /Учитель показывает спички./

 

 

            Не играй, дружок, со спичкой.

            Помни ты, она мала.

            Но от спички – невелички

            Может дом сгореть дотла!

 

 

- Да, ребята, спички детям не игрушка, ими нельзя играть!   /слайд 19/

-  Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара? (Телефон 01.)    .  /слайд 20/

           Пусть помнит каждый гражданин:

           Пожарный номер 01.

           «01» - запомните этот телефон.

           В случае пожара пригодится он.

 

6. Физкультминутка «Тили – бом»

 

7. Скорая помощь.

- Какие еще опасности могут возникнуть от неосторожного об­ращения со спичками, с утюгом, с кухонными плитами? (Можно получить ожог.) .  /слайд 21/

- Рассмотрите рисунок. При неосторожном обращении еще с каким предметом можно получить ожог? (С чайником. Если неосторожно снять с плиты чайник с кипящей водой.)  .  /слайд 22/

-  Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали по­мощь? (03 - скорая помощь.)   .  /слайд 23/

- При неосторожном обращении еще с какими предметами, можно получить травмы? (Ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки.)    .  /слайд 24/

                         /Учитель показывает предметы./

 

8. Домашняя аптечка.   .  /слайд 25/

- О каком предмете, изображенном на рисунке мы еще не гово­рили? (Домашняя аптечка.)

- Чем она может быть опасна? (Ответы детей.)

- Иногда могут быть опасными самые знакомые и простые ве­щи.   .  /слайд 26 / Вот витамины - они сладкие и сделаны специально для детей. Но если съесть их сразу много, то на лице и руках мо­жет появиться красная сыпь. А может быть и хуже - отравле­ние. Поэтому витамины надо брать только в присутствии взрослых - они точно знаю, сколько ребенку надо витаминов в день. Обычно не больше одной штуки.    .  /слайд 27/

- А лекарства, всякие таблетки вообще не стоит трогать. Они нужны, если врач их выписывает как лекарства. А здоровому организму они могут сильно навредить.    .  /слайд 28/

Нужно помнить, что совсем безопасных ле­карств не бывает.

 

 

9. Телевизор.    .  /слайд 29/

- Посмотрите внимательно на рисунки. Какой из названных предметов может нанести вред вашему здоровью? Почему? (Телевизор. Если смотреть подолгу и сидеть близко к экрану, то можно испортить зрение.)

- Сейчас я вам зачитаю ситуацию, а вы найдёте ошибки, которые допустил мальчик Петя:

              Не успел Петя придти со школы, как сразу же включил телевизор. В это время началось его любимое кино. Чтобы не пропустить ни одного момента – он подвинул  поближе кресло и поудобнее на нём развалился. Не отрываясь, Петя досмотрел кино до конца – оно шло ровно 2 часа, и только хотел встать, как началась его любимая передача. Он лёг на диван и стал смотреть дальше, пока не пришла мама.

 Какие же ошибки допустил Петя?

 

10. Вывод.   .  /слайд 30/

 - А теперь посмотрите, что случилось с Черепахой? (Черепаха неосторожно пользовалась ножницами и поранила лапку.)   .  /слайд 31/

- Какой вывод сделала Мудрая Черепаха? (Читающий ученик читает вслух слова Черепахи.)

 

 

lV. Итог урока

- Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке?

- Что нужно делать, чтобы обычные вещи не оказались для нас опасными?

- А какие номера телефонов вы запомнили?

- У каждого на парте лежат листки с заданием. Вам надо соотнести картинку с нужным номером телефона, т. е. соединить стрелочками, и мы узнаем, как вы усвоили тему урока.

        / Индивидуальная работа /

         / Проверка /

- Молодцы! Урок окончен.

 

 

 

Hosted by uCoz