Современные педагогические технологии.

Опыт использования информационно компьютерных технологий  на уроках биологии

 

В последнее время всё чаще на страницах периодических научно-методических изданий мы встречаем понятие – технология обучения в педагогической мастерской. Что же отличает систему технологии труда от простой методики проведения урока?

Технология предполагает:

1. Рациональную организацию деятельности учащихся и её оснастку.

2. Определение последовательности учебных операций, позволяющих получить результат с наименьшими затратами.

3. Закрепление действий.

Таким образом, технология – это способ организации педагогического процесса посредством разумно подготовленного инструментария (план, учебник, программа, серия упражнений, действий, операций). При определении технологического процесса на каждом уроке учитель должен руководствоваться целями, которые он ставит перед собой и учащимися при изучении той или иной темы; прогнозом на конечный результат и конкретной педагогической ситуацией, сложившейся в данном классе. Технология учебного процесса должна быть нацелена на решение задач обучения, развития и воспитания. Некоторые варианты учебных технологий:

Ø     Классно-урочная система.

Ø     Проблемное обучение.

Ø     Программированное обучение.

Ø     Развивающее обучение.

Ø     Дифференцированное обучение.

Ø     Бригадно-лабораторное обучение.

Ø     Учебные обучающие игры.

Ø     Коллективный способ обучения (коллективно-творческая деятельность)

 

Под технологией образования, согласно определению ЮНЕСКО, понимается системный подход создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следовательно, помимо методов обучения (взаимосвязанных способов деятельности преподавателя и учащихся, направленных на овладение ими знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения) и средств обучения (специально разработанных вещественных, материальных объектов, предназначенных для повышения эффективности учебного процесса) современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации; как-то: система сбора, обработки, хранения, и поиска информации посредством определённого вида техники; набор программных средств; и, соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Например, последовательность деятельности учителя биологии в системе технологического обучения представляется следующим образом:

 

1 этап. Определение содержания обучения (реализуется в процессе перспективного, текущего и поурочного планирования на основе общеобразовательной программы или авторского варианта, или частных, вариативных программ, рекомендованных Министерством образования РФ)

         2 этап. Выделение приоритетных целей обучения или иной темы при изучении модулей биологического образования, определённых стандартами, или, например, школой развивающего обучения и т.д., в соответствии с глобальной задачей перспективы (формирование активной личности, подготовка в институт, развитие теоретического мышления, формирование устойчивого интереса к мышлению, подготовка к участию в олимпиаде и др.).

         3. этап. Разработка технологии, нацеленной на конечный результат, что предполагает:

 

1). Выбор учебного материала, подборка соответствующего содержания:

  1. выделение наиболее значимого материала;
  2. соответствующая целям его компоновка (структурирование);
  3. определение ярких, красочных примеров и доказательств;
  4. подготовка порции содержания исторического материала для закрепления (выработки умений и навыков);
  5. отбор источников изучения (документы и др.).

2). Выбор формы организации учебного процесса (вид учебного занятия):

Ø     комбинированный урок;

Ø     лекция;

Ø     семинар;

Ø     лабораторное занятие;

Ø     самостоятельная аудиторная работа;

Ø     самостоятельная внеаудиторная работа;

Ø     практическое занятие;

Ø     учебная экскурсия;

Ø     встреча с гостем;

Ø     видеоурок;

Ø     ролевые учебные игры – работа по заданному алгоритму (памятке);

Ø     познавательная игра.

3). Выбор методов обучения:

 

А.  Направленные на первичное овладение знаниями.

 

Информационно-развивающие методы

 

Передача информации в готовом виде

Самостоятельное добывание знаний

Рассказ учителя (гостя)

Работа с учебником, книгой, рабочей тетрадью

Лекция

Работа с обучающей программой

Объяснение

Работа с информационными базами данных

Демонстрация фильмов

 

Магнитофонная запись

 

Использование СМИ

 

Учебные телепрограммы

 

Видеозаписи передач

 

Прослушивание учебной экскурсии

 

Сообщения учащихся по готовым текстам

 

Работа со справочной литературой

 

 

Проблемно-поисковые методы:

 

Ø       проблемное изложение учебного материала (моделирование проблемной ситуации, постановка проблемы, выдвижение предположений, гипотезы, доказательство и проверка правильности решения проблемы);

Ø       учебная дискуссия (формулировка вопросов дискуссии, определение правил поведения, ролевое распределение);

Ø       лабораторная поисковая работа (предшествует теоретическому изучению; проводится по первоисточникам, хрестоматиям, дидактическому раздаточному материалу);

Ø       организационно-деятельностная игра (анализ конкретной ситуации);

Ø       исследовательская работа (подготовка рефератов, сообщений, докладов);

Ø       ответы на вопросы;

Ø       решение познавательных задач.

 

БНаправленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков.

 

Репродуктивные методы:

v      пересказ учебного материала;

v      выполнение заданий по алгоритму (образцу исторических памяток) изучаемого события;

v      письменная работа по инструкции (составление схем, диаграмм, заполнение таблиц);

v      упражнения на тренажёрах (решение тестов, заполнение «Листов опорных сигналов», «блок-схем»)

 

Творчески-репродуктивные методы:

 

v      написание исторического сочинения по заданной теме;

v      подготовка докладов, сообщений, презентаций;

v      заполнение контурных карт;

v      решение познавательных задач (по хронологии);

v      анализ событий и явлений по алгоритму неизученного явления (крестьянская война, политические движения);

v      деловые игры (заседание парламента, выборы, художественные салоны, аукционы).

 

4). Выбор средств обучения и учебного оборудования

 

*    Учебные книги (учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных документов, специальная литература, методические указания, рабочие тетради).

*    Наглядные пособия (таблицы, схемы , диаграммы, карты, атласы, контурные карты, иллюстрации, учебные картины, произведения изобразительного искусства, вещественные источники, муляжи, пакеты с учебным материалом, натуральные объекты культуры и музеев).

*    Аудиовизуальные средства (кинофильмы, видеофильмы, магнитозаписи, видеозаписи, диафильмы, плёнки с накладными проекциями, диапозитивы).

*    Средства программирования и компьютеризации (обучающие программы, тесты, учебные занятия, проектно-графические работы, контрольные задачи, презентации уроков и т. д.)

*    Дидактические материалы (обучающие программы, раздаточный материал, сценарии деловых игр, индивидуальные проверочные опросники, исторические «памятки», пакеты с документами).

*    В моём кабинете биологии подобрана коллекция видеофильмов по разным курсам. Это учебные, художественные и развивающие общеобразовательные фильмы. Они демонстрируются на уроках. 

 

Опыт  использования персонального компьютера

 на уроках биологии      

          

           Уже 3 года я занимаюсь созданием собственных и использованием готовых презентаций  уроков для демонстрации их через компьютер и мультимедийную установку на большой экран. Всего по разным курсам их в моём арсенале150. Эти презентации очень эффективны, так как дают больше возможностей для учителя. Форму презентации можно использовать на разных этапах урока. Можно заранее продумать этапы проверки знаний в игровой форме и тестовом варианте и т.д..

 

    Для чего же ПК может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым. Если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Это уникальный помощник учителя, универсальное средство наглядности и хранитель бесценного учительского опыта.

 

В результате работы, я сформулировала для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

 

1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.) 

 

В итоге, как оказалось, этим требованиям соответствует  не готовый продукт, а программа создания презентаций. В своей практической работе я остановилась на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Такой выбор объяснялся, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

 

Power Point позволяет любому преподавателю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может  добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

 

В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. 

 

Как правило, презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т.д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуалы по восприятию информации.

 

В отличие от традиционных видов наглядности, презентация  позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. 

 

Развивая творческий потенциал учеников, формируя заинтересованность в глубоком изучении конкретной темы, я часто предлагаю учащимся  по желанию подготовить краткие выступления-презентации по разным  темам истории Отечества, всеобщей истории, обществознанию, мировой художественной культуры. 

 

Подобные презентации можно подготовить с помощью интернет-ресурсов и различных мультимедийных пособий, прибавив к этим источникам собственные знания и опыт.

 

В ходе практической работы все презентации постепенно были сведены к трем основным типам.

 

1.Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации.

2.Программы для повторительно - обобщающих уроков,

3.Классические компьютерные презентации.

 

 

3. Технические требования к уроку-презентации

 

При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю, применяя проектор, дающий на экране изображение с диагональю до 1,5 м.  

       

         Итак, в заключение вышесказанного хочу отметить, что применение  информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам.

 

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;

2. Повышение производительности урока;

3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и  вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.

4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК  как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Тема урока: «Полет в космос»

Цели и задачи урока:

Оборудование:

Оформление:

Ход урока

Оргмомент.

Учитель:

Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос на космическом корабле “Россия”. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых планетах. Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля - это уважаемые гости: руководители школы, учителя, родители и вы, ученики 5  класса. Прежде чем пройти в салон корабля и занять свое место, вы должны приобрести космический билет, цена которого - ваши знания.

Каждый ученик берет авиабилет и отвечает на вопрос, проходит и занимает свое место.

Вопросы на авиабилетах:

1.     В представлениях древних народов, что являлось центром Вселенной? (Земля).

2.     Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский).

3.     Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник).

4.     Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей).

5.     Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей).

6.     Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс).

7.     Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).

   Учитель: Ребята, вы все заняли свои места, и мы отправляемся в наш увлекательный полет по Солнечной системе. В состав ее входят 9 планет, имеющих шарообразную форму. Все планеты светятся отраженным от Солнца светом. Кроме планет в Солнечную систему входят их  спутники, астероиды, множество метеорных тел.

   Солнце – небесное тело, самая близкая к Земле звезда. Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что и Земля, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная доля, но она в десятки раз больше, чем могли выработать все электростанции мира. Наблюдения за Солнцем позволили установить, что Солнце вращается вокруг своей оси и полный оборот делает за 27 земных суток. Температура внутри 15 млн. градусов. Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Солнце – гигантский пылающий шар – источник света и тепла на Земле.

   Пока мы летим до Меркурия, давайте вспомним, как представляли систему мира Аристотель и Коперник?

Мы пролетаем мимо Меркурия. Посадку совершить не можем т.к. температура на поверхности +400 градусов. Краткие сведения о Меркурии (сообщение ученика с презентацией).

Учитель: внимание! Внимание! Справа по борту Венера!

(сообщение ученика с презентацией о Венере).

Первая стюардесса: А сейчас мы приземлимся на Марсе

                                (сообщение ученика о Марсе).

Учитель: Уважаемые пассажиры! Мы с Вами сейчас пролетим мимо планет – гигантов: Сатурна, Юпитера, Урана, Нептуна, увидим Плутон, но, к сожалению, приземлиться мы на них не сможем. Эти планеты состоят из газов, не имеющих твердых поверхностей, атмосфера их состоит из водорода. Пролетаем мимо Юпитера.

Сообщение учащихся с презентацией о Юпитере,

 Сатурне,

 Уране,

Нептуне,

Плутоне.

   В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это астероиды, кометы, метеориты, метеоры. В истории известно падение на территории нашей страны Тунгусского метеорита. Очевидцы описывают это редкое явление так (зачитывается отрывок из хрестоматии). Упав на Землю, метеорит рассыпается на мелкие кусочки. Да. Это страшное явление происходит крайне редко. По данным наблюдений большинство метеоритов имеют астероидное происхождение. В большинстве своем они имеют небольшие размеры.

  Наша Галактика – это лишь небольшая часть Вселенной (Схема Галактик). Во Вселенной множество Галактик, которые нам недосягаемы.

             Ребята! А кто назовёт наш адрес во вселенной?

  А мы возвращаемся на Землю. (Сообщение ученика о Земле, спутник Земли Луна, что мы знаем о Луне?)

Учитель: А сейчас, ребята, откройте тетради и выполните задания по карточкам. (У каждого на столе карточка – задание). Тетради с выполненными заданиями сдайте на проверку.

Карточка-задание

Задание 1. Напишите названия планет по изображению на рисунке по мере удаления их от Солнца.

Задание 2. Ученые – исследователи космоса

1.     Н. Коперник

2.     Д. Бруно

3.     Н. Армстронг

4.     Ю. Гагарин

Из перечисленного перечня фамилий выбрать правильный ответ:

1.     Назовите советского космонавта, впервые вышедшего в открытый космос.

2.     Ученый-астроном, утверждавший, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

3.     Первый космонавт.

4.     Кто из ученых был сожжен на костре, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца.

5.     Кто из перечисленных знаменитых личностей первым ступил на поверхность Луны.

Учитель: В заключение нашего полета, чтобы благополучно приземлиться на Землю, заполните кроссворд, покажите свои знания.

Кроссворд

1. Вторая планета от Солнца. 2. Самая близкая звезда к нашей планете. 3. Что древние греки называли “волосатой”? 4. Кто создал первый телескоп? 5. У какой планеты – гиганта обнаружено красное пятно? 6. Спутник Земли. 7. Кто первым предложил современную модель Вселенной? 8. Какую книгу Аристотель написал в 8 томах? 9. Участки звездного неба.

 

Учитель: Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем полете. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов.

Рефлексия: Ребята! У вас на столах звёзды разного цвета. Если вы узнали много интересного на сегодняшнем уроке, и урок вам понравился, прикрепите к доске жёлтую звезду, если урок вам показался скучным и не интересным, синюю звезду.

 

Модифицированные продукты за и против

 

 

Учитель:  Здравствуйте! Я рады видеть на всех вас на очередном внеклассном занятии!  Мы снова вместе, а  это значит, мы готовы, к новым открытиям. 

                                                         (слайд 1)

 

 

 

     Внеклассное занятие  сегодня у нас необычное, мы коснемся вопросов, как биологии, так и географии. Начнем мы с игры. Перед Вами на столе продукты представите себе, что Вы в магазине, Ваша задача сделать покупку на условную сумму 100 рублей.  (учащиеся выбирают продукты)

 

  - Ребята, почему Вы выбрали именно эти продукты? Обоснуйте Ваш выбор?  (примерные ответы учащихся: недорогие, продукты известных рекламируемых фирм, красивые, всегда их беру, мама покупает именно эти……)

 

 - А знаете ли Вы, что многие выбранные продукты содержат генетически модифицированные компоненты? В последнее время очень актуально является использование в пищу ГМП, мнение ученных по этому вопросу разделяются, они спорят о вреде или пользы этих продуктов, большинство считают, что ГМП несут угрозу человечества.

 

Многие учённые утверждают что, ГМП были созданы воблагло спасение человека. В последние время наблюдается тенденция роста численности  населения.   По данным ООН в ближайшие 35 лет оно увеличится до 10 миллиардов  человек. (слайд 2)

Страны  Азии и Африки (со вторым типом воспроизводства) именно в этих странах  возникла продовольственная проблема. Современные темпы роста производства продуктов питания отстают от темпов прироста населения. В мире 800 миллионов голодающих. (слайд 3)

 

   Каждый день от голода  умирает 20 тысяч человек. Люди голодают не из- за недостатка продуктов, а из-за неравномерного распределения и дороговизны. Именно это подтолкнуло ученных к созданию трансгенных продуктов, что подает надежду на преодоление голода на планете.

- Я предлагаю рассмотреть на нашем сегодняшнем занятии: нужны  ли генетические модифицированные продукты? (слайд 4)

 

Тема нашего занятия: «Модифицированные продукты за и против».

Какова же будет конечная цель нашего урока?

«Разобраться, вредны или полезны ГМП? И буду ли я их употреблять?»

 

  Давайте посмотрим, какие вопросы нам предстоит рассмотреть для достижение поставленной цели?

1.Что такое модифицированные продукты

2.рассмотреть положительные и отрицательные характеристики

3.сделать вывод для себя нужны ли модифицированные продукты и буду ли я их употреблять. (слайд 5)

 

- Так что же такое ГМО? Как они устроены?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое ген?

Ответ учащихся:

    Ген (от греческого «genos» - род, происхождение) - это всего лишь участок молекулы  дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), который отвечает за наличие конкретного признака организма и определяет его индивидуальность.

                                                                  (слайд 6)

    Учитель: Изучая информационные макромолекулы, генетики выявили, что ДНК и РНК с помощью особых ферментов можно разрезать в определенных участках, а затем «сшить» в нужных комбинациях. В процессе трансгенеза именно это и делают: для того чтобы придать растению определенные качества, вводят один или несколько выбранных генов с заданными свойствами, взятых от одних организмов, в клетки других, зачастую эволюционно далеких от доноров. Меняя местами, удаляя или дополняя те или иные участки ДНК и получая новые комбинации, удается осуществить такие изменения генома, которые естественным путем вряд ли могли бы возникнуть. 

Совершенно верно, вот смотрите. Живете Вы, скажем, в Сибири. И хотите кушать помидоры. Но Вы - не Рокфеллер. Ваша фамилия - Рабинович. И Вы - практически энциклопедист. Вы знаете, что существуют глубоководные рыбы, которые живут и даже размножаются при температуре +4 градуса. Как связать эти два факта? Вам хочется помидоров и есть рыбы хладолюбивые... Помните, что генный язык универсален? Так вот, Вы достаете эту рыбу и начинаете исследовать. Выясняется, что в теле этой рыбы в ничтожных количествах присутствует белок, назовем его хладопротеином, который защищает эту рыбу. Вы берете кусочек этой рыбы, выделяете оттуда ген хладопротеина, встраиваете этот ген в косточку разнесчастного помидора и вуаля!

(слайд 7)

У Вас помидор, который растет при температуре +4 по Цельсию. Вы продаете этот помидор тоннами по всей Сибири, становитесь миллионером... Но сами, почему-то, не кушаете свою собственную продукцию, предпочитая свеженькие помидоры и огурцы из стран, где достоверно нет генномодифицирующих технологий. (слайд 8)

 

 

 - А теперь давайте вернемся к нашим корзинам, и обратимся к нашим экспертам, которые помогут Вам разобраться, полезны или вредны для человека ГМП? В состав которой, входит квалифицированный медик, эколог, экономист.

- По ходу выступления экспертов мы будем класть на чашу весов «аргументы» положительные характеристики, или отрицательные характеристики ГМП.

 

Положительную точку зрения поддерживает  экономит, Вам слово коллега!

Экономист:

 

                                             (слайд 9)

   Я постараюсь доказать, что ГМП нужны человеку. Использование ГМП экономически выгодно. ГМП уже сейчас достаточно быстро окупаются и приносят большую выгоду. Сейчас в мире 60 млн. га занято под трансгенные культуры, из них 66% - в США, 22% - в Аргентине. Урожаи ТГК на 15 – 25% выше, чем у традиционных культур, значит и себестоимость их меньше. Фирмы, занимающиеся получением таких растений, обладают капиталом около 100 млрд. долларов. С 1996 г. по 1999г. площадь посевов под ТГК увеличилась в 23 раза, а объём продаж ГМП вырос с 75 млн. до 2,2 млрд. долларов. Сейчас он составляет около 8 млрд. долларов.

Сельское хозяйство становиться самоокупаемым. Потребление ГМП постоянно растёт. При массовой закупке таких продуктов значительно сокращаются затраты государства, появляются средства для развития других отраслей, например образование. При выращивании ТГК явно увеличивается урожайность, устойчивость к болезням и вредителям, причём без снижения питательной ценности продуктов.

ГМ растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться. Ещё раз подчеркну экономические преимущества использования ГМП. В перспективе – это возможность решить проблему нехватки продовольствия.

 

Учитель: А сейчас рассмотрим отрицательную сторону нашего спора.

 

( слайд 10)

 

Врач 1: Коллега я с Вами не согласен, возможно, эти продукты помогут ликвидировать угрозу голода, нависшую над человечеством, но вероятно и то, что новое «чудо науки» может вызвать волну экологических катастроф, опасных заболеваний и мутаций человека.

Предыдущий эксперт попыталась убедить нас в том, что выращивание трансгенных растений  намного дешевле, чем обычных: снижаются расходы на удобрения, уменьшены затраты на хранение урожая и т.д. Но я считаю, что социальная сторона важнее, т.к. нельзя говорить об экономической выгоде, когда не исключена угроза здоровью человека.

Кроме экологических рисков, связанных с проблемами выращивания ГМО, существуют пищевые риски.

В настоящий момент независимые ученые уже пришли к выводу, что активное употребление ГМ-продуктов в пищу связано с существенными рисками. Во-первых, введение в пищевую цепочку человека трансгенной еды может привести к распространению новых болезнетворных бактерий: при вставке «полезных» генов в определенную цепочку ДНК туда же может попасть и различный технологический «мусор», например ген устойчивости к антибиотикам.

В результате широко распространенные лекарственные препараты просто окажутся бессильными против «мутировавших» бактерий. Трансформация живых организмов может сопровождаться непредсказуемыми изменениями и способствовать накоплению в организме человека токсичных веществ. Именно это произошло в США, где 37 человек погибли, а еще около 1,5 тысяч остались инвалидами после того, как в качестве пищевой добавки они употребляли триптофан, полученный из трансгенных бактерий. Это ГМ-вещество вызвало острое заболевание — зозинофилии-миалгии, сопровождающееся мышечными болями, спазмами дыхательных путей и даже иногда приводящее к смерти. Употребление ГМ-пищи может вызвать и сильную аллергию, так как чужеродные белки, синтезируемые трансгенными организмами, являются потенциальными аллергенами.

Британский ученый Арпад Пуштаи (Arpad Pusztai), давая крысам в качестве корма, трансгенный картофель установил, что потребление этого продукта негативно сказалось на иммунной системе крыс, вызывало аномальные изменения кишечника, болезни печени, почек, головного мозга.

Неконтролируемое потребление генетически модифицированных продуктов может иметь непредсказуемые последствия в будущем. Чтобы полностью понять все риски употребления в пищу трансгенных продуктов, должно пройти несколько десятков лет и смениться несколько поколений, питавшихся ГМП.

 

Учитель:

 - Но неужели в ГМО нет ничего положительного с точки зрения медицины?

 

Врач 2:

 

(слайд 11)

 Трансгенные продукты – это источник здорового питания. Сейчас получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, соевых бобов получается растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а в картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды.

Усовершенствованные помидоры, тыква и картофель лучше сохраняют витамины С, B – каротин. Для стран, в которых рис – основной источник питания, получен его сорт с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов. В нём теперь есть витамин А и железо, что позволит избавить людей от многих заболеваний.

Не менее впечатляющих результатов ждут ученые от другого направления биотехнологий – создания новых лекарств и вакцин. Человечество успешно использует полученные генно-инженерным способом инсулин, интерферон, вакцину против вирусного гепатита В и другие препараты. Сегодня на плантациях США и других стран выращиваются целые биофабрики лекарств. Ведутся исследования по созданию растений-биореакторов для производства различных промышленных продуктов, по использованию трасгенных животных в качестве источников органов и тканей для трансплантологии. Как это ни фантастично звучит, генные инженеры всерьез заявляют о том, что растения смогут стать даже источником новых видов топлива и заменить нефть, запас которой неуклонно истощаются.

 

Эколог:

Лариса Валерьевна!  Почему бы нам не рассмотреть экологический аспект? Ведь экология объединяет области познания, как биологии, так и географии.

(слайд 12)

Мы экологи опасаемся, что генетически измененные формы могут случайно проникнуть в дикую природу - это приведет к катастрофическим изменениям в экосистемах.

Приобретенная растениями устойчивость к гербицидам может выйти боком, если трансгенные культуры начнут бесконтрольно распространяться. Такие, как люцерна, рис, подсолнечник - по своим характеристикам очень похожи на сорняки, и с их произвольным ростом будет не так легко справиться. Похожая проблема возникает в случае, если гены устойчивости к гербицидам перейдут от культурных растений к родственным дикорастущим видам. Не исключена и возможность передачи генов, кодирующих токсичные для вредителей белки.

Есть опасение, что все эти эффекты в долгосрочной перспективе могут вызвать нарушение целых пищевых цепочек и, как следствие, баланса внутри отдельных экосистем.

Питающиеся трансгенными растениями живые организмы могут мутировать, пыльца модифицированного масленичного турнепса вызвала мутации бактерий, живущих в желудки пчел.

Не известно, как семена трансгенных растений перенесенные птицами поведут себя в других биоценозах.

Британские ученые установили, что чем больше площади занимают ТГК, тем меньше становится насекомых, и как результат сокращается численность птиц и древних животных, что приводит к нарушению экологического равновесия. Ребята и самое элементарное Вы когда-нибудь пробовали посадить семя того же модифицированного перца? И в результате растение не вырастет, так как ученые опасаются, что употребление ГМП окажут отрицательное  влияние на репродуктивную систему человека. Для многих вопрос о генной инженерии носит и нравственный характер. Научный интерес толкает генетиков на создание таких мутантов, как, например, светящийся в  темноте кролик, получивший от медузы ген, отвечающий за флуоресценцию. Многие люди считают подобные эксперименты насилием над природой.

 

(слайд 13)

Учитель:  Заслушав выступление наших экспертов, мы видим, что аргументов против ГМП больше чем за. Стоит над этим задуматься!

  - А сейчас ребята давайте рассмотрим, как обстоит дело с трансгенными продуктами в России. Перед  Вами на столах  лежит текст, Ваша задача ознакомится с текстом и найти ответы  на приведенные ниже вопросы выделив их маркером.

 

Текст «Трансгенные продукты в России»

В вопросе трансгенов Россия занимает осторожную позицию. Закон, разрешающий выращивать ГМ культуры, у нас не принят, поэтому, соответственно, нет ни одного занятого ими гектара (исключая небольшие экспериментальные участки научно-исследовательских учреждений). Но в пищевой промышленности разрешено использовать импортные трансгенные культуры. Это 13 сортов и линий видов растений, устойчивых к ядохимикатам и вредителям: 3 линии сои производства США и Германии, 5 линий кукурузы — четыре крупнейшего производителя ГМ-продукции американской фирмы «Монсанто» и по одной — от Германии и Франции, 2 линии картофеля, не поддающегося колорадскому жуку, от той же «Монсанто», 1 линия риса из Германии и 2 линии сахарной свеклы, производимой в США и Франции. Перед тем как попасть на наш рынок, каждая трансгенная линия должна пройти процедуру регистрации в России, которая, в свою очередь, осуществляется после проведения медико-биологической, медико-генетической и технологической экспертиз.

В частности, Центр «Биоинженерия» РАН устанавливает, что в геноме продукта вставлены именно те гены, которые указаны в декларации на продукт, технологи оценивают его с точки зрения органолептических свойств, а Институт питания РАМН осуществляет проверку воздействия данного продукта на здоровье потребителя.Как рассказал директор института академик РАМН В.А. Тутельян, Россия еще в 1997 году была первой страной, которая ужесточила методологию экспертизы: помимо соответствия химического состава ГМ продуктов традиционным аналогам, у нас они проверяются еще на наличие токсинов, канцерогенов, мутагенных и аллергенных веществ, причем сроки отслеживания результатов по сравнению с европейскими увеличены до полугода. Более того, была введена система маркеров, помогающая выявить незаданные эффекты генетически измененных продуктов. В ходе весьма сложных исследований, проводимых в лабораторных животных, которых кормят ГМ продуктами, сотрудники института по изменениям параметров обменных процессов оценивают степень воздействия этих продуктов на защитные системы организма. Только после того как в ходе проводимых наблюдений подтвердится безопасность ГМ продукта для животных на всех уровнях, его допускают к регистрации на территории России.

Еще в 1996 году, когда производство трансгенов не значилось в промышленных масштабах, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ было введено обязательное декларирование изделий на содержание таких компонентов. Впоследствии были приняты положения о маркировке продуктов питания, полученных из генетически модифицированных источников: сначала они носили рекомендательный характер, потом обязательный. До недавнего времени маркировке подлежала вся продукция, содержащая в своем составе более 5% компонентов из ГМ - источников. Сейчас же Главный государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко утвердил новые санитарные правила, которые устанавливают в стране пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов из ГМИ на уровне более 0,9% их содержания в общей массе продукта, что соответствует общеевропейским требованиям. Однако наличие обязательной маркировки о содержании в нем генно-модифицированных компонентов никоим образом не указывает на его опасность или безопасность. Она просто реализует право потребителя на получение информации о продукте, который предназначен для питания. Кроме того, возможны и случайные, так называемые технологические, заносы ГМ - компонентов, наличие которых, естественно, не обозначено на упаковке. А потому задача их достоверного наличия в продуктах питания стоит достаточно остро. Для этого используется ПЦР (полимеразноцепная реакция) — с детекцией результатов с применением электрофореза или биологического микрочипа. Это точный метод позволяющий получать множество копий определенного участка ДНК. К сожалению, возможность проводить исследование ПЦР пока имеют далеко не все лаборатории и санитарные службы. Так что об отлаженной системе контроля за движением ГМ - продуктов в России говорить рано.

1 группа: Какие трансгенные культуры разрешены использовать в пищевой промышленности России? Какие экспертизы проходят ГМП прежде чем будут допущены на рынок?

2 группа:  Для чего используется полимеразноцепная реакция? как покупатель может узнать, что данный продукт содержит генномодифицированный компонент?

Учитель:  Ребята давайте еще раз вернемся к нашей корзине, и посмотрим, если на наших продуктах такая маркировка?

    К сожалению ее нет! Хотим мы того или нет, но каждый из нас уже съел изрядную порцию трансгенных продуктов. Генетически модифицированные источники содержатся не только в целом ряде овощных культур, но и в колбасах, сосисках мясных консервах, пельменях, сыре, йогуртах, кашах, конфетах, шоколаде н даже детском питании, то есть в обыкновенных повседневных продуктах, присутствующих на наших столах.

Отличить их по цвету или вкусу невозможно, а надписи на упаковках, причем только самых организованных производителей (другие как-то не считают нужным это делать), настолько малы, что разглядеть их можно разве что с лупой. - Делая покупки за границей, ориентируются по цене. Не хочешь продукты, содержащие ГМИ, выбирай более дорогой товар.

  Для российских же покупателей компания «Гринпис» выпустила брошюру, которая содержит информацию о компаниях мясо- и рыбоперерабатывающей, кондитерской промышленности, а также о предприятиях, выпускающих детское питание и напитки с компонентами ГМИ. Справочник разделен на три разных по цвету списка. В зеленом собраны компании, которые дали письменные гарантии в том, что не используют ГМИ при производстве продуктов, такие же зеленные ценники о экологически чистых продуктах можно встретить на прилавках наших магазинов. Во втором, красном, оказались компании, которые не собираются отказываться от использования ГМИ в производстве. Под оранжевым цветом значатся те, которые готовы отказаться от использования таких ингредиентов.

 

А я хочу представить вам компании, чья продукция содержит

трансгенные компоненты:

 

(слайд 14)

Ø     Kellogg's (Келлогс) - производит готовые завтраки, в том числе кукурузные хлопья

Ø     Nestle (Нестле) - производит шоколад, кофе, кофейные напитки, детское питание

Ø     Unilever (Юнилевер) - производит детское питание, майонезы, соусы и т.д.

Ø     Heinz Foods (Хайенц Фудс) - производит кетчупы, соусы

Ø     Hersheys (Хёршис) - производит шоколад, безалкогольные напитки

Ø     Coca-Cola (Кока-Кола) - Кока-Кола, Спрайт, Фанта, тоник «Кинли»

Ø     McDonald" s (Макдональдс) - сеть «ресторанов» быстрого питания

Ø     Danon (Данон) - производит йогурты, кефир, творог, детское питание

Ø     Similac (Симилак) - производит детское питание

Ø     Cadbury (Кэдбери) - производит шоколад, какао

Ø     Mars (Марс) - производит шоколад Марс, Сникерс, Твикс

Ø     PepsiCo (Пепси-Кола) - Пепси, Миринда, Севен-Ап

  С учетом новых знаний Вы хотели бы что-нибудь  изменить в вашей корзинке?

(Ответы учащихся)

 

Учитель: - В заключение надо сказать что - генетически модифицированные продукты, призванные решить проблему голода во многих развивающихся странах, пока появились на прилавках стран развитых. Однако жители этих стран предпочитают натуральные продукты, так как еще не до конца выяснены возможные негативные последствия употребления в пищу искусственно улучшенных растений или животных. Скорее всего, после отмены законов и постановлений, обязывающих производителей извещать покупателей о происхождении продукта, модифицированные образцы сольются с традиционными, и никто не сможет с уверенностью сказать, что он ест. Людей просто вынудят покупать «улучшенные» продукты. Стоит надеяться, что исследования возможных вредных воздействий модифицированных продуктов на организм человека продолжатся. Они будут призваны решить все споры.  И сегодня мы с вами убедились, что проблема ГМП не имеет единого решения. Мы получили много информации о ГМП, о положительных и отрицательных качествах таких продуктов. Теперь уже вам решать: есть или не есть генетически модифицированные продукты, во благо они или во вред.

Рефлексия:

   На столах Вы видите стикеры разного цвета, зеленый – «я буду употреблять только экологически чистый продукт», желтый – «я иногда буду употреблять ГМП», красный – «я буду употреблять любые продукты, как и ранее». Выходя из класса, наклейте стикер определенного цвета на доску согласно Вашему мнению после данного занятия.

 

Hosted by uCoz